Музейная комната

Информация о деятельности школьной  музейной комнаты  МОБУ СОШ №8

1.Год создания музея – 2003

2.Профиль музея – краеведческий \комплексный\

3.Количество подлинных экспонатов, зафиксированных в инвентарной книге – 186.

4.Помещение музея – комната 2х3 м.

5.Программа деятельности в настоящее время включает следующие направления:

  • история поселков и деревень на территории Таргизского МО: Таргиз, Елань, Чукша, Нагорный, Савельевка
  • «Моя судьба в судьбе страны» / о наших земляках – ветеранах Великой Отечественной Войны, ветеранах труда и др./
  • «Сибирь – ссыльный край»
  • История Фрунзенского ЛПХ.
  • Школьная летопись.
  • Наш край в литературном творчестве.
  • Топонимика.
  • Флора и фауна района.
  • Занятия и образ жизни населения.
  • «Моя родословная»
  • «Периоды монетной чеканки в России»
  • Буряты – коренные жители Сибири.
  • Юность, опаленная войной.
  1. Музей поддерживает связи с районным историко – краеведческим музеем, районными архивом и военкоматом, музеем школы №90, в перспективе с музеем школы – интерната №11, поселковой библиотекой пос. Таргиз.
  2. Руководитель музейной комнаты – Мутовина Е. А.

8.В результате поисковой и исследовательской работы за период 2004-2012 собраны следующие материалы:

2003-2004 годы:

  1. История создания школы.
  2. школьная летопись.
  3. История создания ФЛПХа.
  4. фотоматериалы о природе края

2004-2005 годы:

  1. Воспоминания ветерана войны Коваля В. А.
  2. Воспоминания ветерана труда Воробьевой А. Ф,
  3. Воспоминания ссыльнопоселенца Левандовского Н. Л.
  4. Воспоминания бывшего узника немецкого лагеря Володина С. В.
  5. летопись школьного лесничества «Родник»
  6. история алюминиевой фляжки.

2005-2006 годы:

  1. особенности местной рыбалки.
  2. изготовление камусных лыж
  3. воспоминания семьи Капник
  4. воспоминания семьи Аксеновых
  5. история пос Таргиз, Елань.
  6. воспоминания Шикшнюс А.
  7. фотоэкспозиция о нашем поселке

2006 - 2007

  1. Денежные знаки
  2. Значки
  3. Коллекция представителей животного мира.
  4. Национальные традиции бурят.

2008 – 2012 

  1. Создание фаунистической фотоколлекции
  2. Создание коллекции насекомых нашего края
  3. «Дети войны»
  4. Промысловые занятия жителей поселка Таргиз

9.Использование музея в образовательном процессе школы:

      Год

                                      Мероприятия

2004

 

1.Выставка «Школьная летопись»

 2.Фотовыставка «Родной край»

3.музейный урок «Обычаи и обряды народов, живущих в нашем крае»

4. Музейный урок «Край чудесный, край волшебный!»

2005

1. Музейный урок «Из истории нашего края»

1.Встреча с ветеранами войны и тружениками тыла

2.Акция «Подарки ветеранам своими руками»

3.Вахта памяти

4. Библиотечный урок «Война в жизни человека»

5. Урок мужества «Дорогами войны»

6. Музейный урок «Моя родословная»

7. Фотовыставка «школьные годы чудесные»

8. Школьная краеведческая конференция

2006

 

1. Музейный урок «Образ родного края»

2. Музейный урок «Деньги в нашей жизни»

3.Музейный урок «О боевых наградах войны»

4.Урок мужества «Наши земляки – участники Великой Отечественной Войны»

5. Краеведческая конференция

2007

  1. Музейный урок «Сибирь – ссыльный край»
  2. Акция «Ветеран живет рядом с нами»
  3. Народные традиции бурят

На базе школы экскурсоводов проводится экскурсионная работа. Юные экскурсоводы с учетом возрастных особенностей ребят проводят беседы, обзоры, выставки, тематические встречи.

  1. Пропаганда работы музея в СМИ:

       2005 год – статья «Фронтовые дороги украинского хлопца» в газете «Чунский край»

       2006 год – «Человек в истории» /участие музея во Всероссийском конкурсе/

       2006 год – «Чтобы тебя помнили». Статья в газете «Чунский вестник»

       2006 год – статья о работе музея в летний период

       2009 год – статья «Дети войны» (по воспоминаниям людей, чье детство пришлось на фронтовые годы 1941 – 1945 гг.)

       2010 – «Сибирь – ссыльный край»

На стендах музея были представлены экспозиции:

           Тема

Содержание темы

Цель показа

Перечень имеющихся экспонатов по теме

1.История ФЛПХа в лицах

Роль человека в создании и развитии леспромхоза

Показать роль человека в истории страны и малой Родины

Воспоминания работников ФЛПХа

-грамоты

наградные знаки

газетные статьи

книга почета ФЛПХа

2.»Сибирь – ссыльный край»

История репрессий в лицах /ссылка/

Знакомство со страницами истории нашей страны

-воспоминания Левандовского Л. Н.

-документы архивные

-ал. Фляжка

воспоминания Капник М. Н.,

Василик М. Д.

-Шикшнюс

3.»Моя судьба в судьбе страны»

Жизненный путь наших земляков

Воспитание патриотических чувств.

-воспоминания  и документы из личных архивов Воробьевой А.Ф.Марковой Н.Ф.

 Аксеновой С. М.

4.»Родной край»

Флора и фауна нашего района

-природные процессы нашей местности

Воспитание любви и интереса к познанию своего края.

-          Гербарий

-          фотографии

-          чучела

-          ботанический участок

-           

4.       «В семье единой»

О представителях разных национальностей, проживающих на нашей территории

Приобщение к культуре разных народов и воспитание толерантности

-куклы в национальных нарядах

-украинский народный костюм

записи особенностей образа жизни, песен, традиций.

- как изготавливают камусные лыжи

6.фрагмент убранства русской избы

Сельский быт

Сохранение русских традиций

-макет русской печи

-кухонная утварь

-куклы

-предметы быта

7. «Война в жизни человека»

 

 

О боевом пути Коваля В.А.

Воспитание патриотических чувств

-воспоминания Коваля В.А.

-фотографии

-          копии документов

-          награды

8. «Чтобы тебя помнили…»

О творческом пути Воробьевой А. Ф.

Воспитание на примере

- воспоминания (мемуары) Воробьевой А. Ф.

- документы из личного архива

- воспоминания коллег

9. Значки

 

 

- интерес к истории

10. Периоды монетной чеканки России

 

 

 

- денежные знаки разных периодов

11.представители животного мира

Образцы фауны

Знакомство

- насекомые

- моллюски

- чучела птиц

- чучела млекопитающих

12. Спорт в жизни школы

Достижения спортивные

 

 

 

Воспитание гордости

- фотографии

- награды

- грамоты

- газетные статьи

13. Фотоэкспозиция

  «Наш край»

Фотографии, рисунки,

 

 

14. Фотоэкспозиция

  «Наш поселок»

Наш поселок в фотографиях в современное время

 

Фотографии

Наиболее эффективно с использование архивных материалов музейной комнаты  проводятся интегрированные (история – география, история – литература, история – ИЗО и др.)

Свою внеклассную работу я начала с создания школьного краеведческого музея, который был организован на базе краеведческого кружка «Поиск».

Краеведение – наука, изучающая развитие природы и общества региона силами его жителей. Основы краеведения заложил еще гениальный М.В. Ломоносов, но кого же в наше время можно назвать краеведом?

Хорошо и всесторонне знающий свой край человек может лишь претендовать на звание «старожила», но тот человек, который обобщающе знает все о своем крае, в какой-то мере занятый в разрешении местных проблем или передающий эти знания другим – может называться краеведом.

«Краеведение - есть комплекс мер научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущим в своей совокупности к научному  и всестороннему познанию края»

А.С. Барков.

Географ просто обязан быть краеведом, в первую очередь потому, что занятие краеведением меняет оценку труда в моих глазах как учителя географии, и, кроме того, это путь к повышению моей квалификации как преподавателя, моего педагогического мастерства.

Руководство работой по познанию своего края в учебно – воспитательных целях я провожу и на уроках географии, и на занятиях внеклассной работой по географическому и историческому изучению местности во внеурочное время. Здесь для меня особенно важно помнить то, что на местном материале легче всего воспринимаются и формируются первые географические понятия, потому что общегеографические закономерности (в той или иной мере) можно проследить в каждой точке поверхности Земли.

Преподавание географии на краеведческой основе напрямую связано с усилением регионального компонента в изучении географии в школе. Краеведческий материал помогает в поиске разнообразия подходов к изучению школьного предмета, в развитии у учащихся творческого мышления, практических навыков, сознательного отношения к окружающей действительности, чувства патриотизма. Знакомство с «местной географией» с небольшим уголком окрестной земли позволит детям более сознательно отнестись к географии всей страны и, кроме того, сделать их любовь к Родине более живой и непосредственной.

Глубокая заинтересованность и неравнодушие к природе и истории своего края, которое я стараюсь прививать в своих учениках, позволило начать работу по воссозданию школьного музея вместе с детьми. Поводом послужило то, что неожиданно в лесу, рядом с вокзальной станцией была найдена алюминиевая фляжка, принадлежавшая одному из заключенных и пролежавшая в земле более полувека.

После этого случая мы уже целенаправленно стали заниматься поиском музейных экспонатов и теоретической работой, связанной с музейной работой. 

Первое, с чего мы начали, это сбор материалов о представителях разных национальностей, проживающих на нашей территории. На кружковых занятиях изготовили кукол в национальных костюмах. Проводили сбор информации о быте и культуре русского народа, создали экспозицию «В русской избе». В последующий год работа усложнилась, и направления поисковой работы на данный момент представлены в приложении.

Наш музей существует не сам по себе, он постепенно становится составной частью работы школы по воспитанию у подрастающего поколения любви к Родине. Конечно, в силу молодости, окончательная система работы музея еще не сложилась. Есть трудности и практического характера – у нас тесно, не все материалы обработаны и еще недостаточно используются в учебном процессе. 

Школьный музей – феномен отечественной культуры и образования, недаром ведущими краеведами в нашей стране являются учителя. Чунский район в этом плане не исключение, первыми краеведами в районе тоже были учителя. 

Что такое музей для нашей школы?

  • эффективное средство дополнительного обучения и многоаспектного воспитания – духовно – нравственного, патриотического, эмоционального.
  • это интересная и полезная профессиональная игра
  • учреждение, осуществляющее вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов культурного и природного наследия.

Очень жаль, что закона о школьных музеях нет. В нашей стране работает 4780 (по данным на 2003 год)  школьных музеев, но в силу молодости нашего музея, которому всего несколько лет, его еще нет в этом числе.

Одна из главных функций, которые выполняет школьный музей – это социальная, которая заключается в работе с документацией по:

  • комплектованию фондов
  • фондовой работе
  • созданию экспозиций.

В этой функции выделяются следующие направления:

  • документирование истории учреждения \ школы и т. п. \
  • документирование наиболее значимых событий в селе.

    Особенности работы школьного музея в том, что:

  • ребенок не потребитель продукта музейной деятельности, а его активный создатель.
  • Учащиеся знакомятся с основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой (генеалогия, археология, библиография, архивное дело, этнография и др.)

Среди ряда  профилей музеев:

  • Естественно - научный
  • Исторический
  • Литературный
  • Художественный
  • Музыкальный
  • Театральный
  • Комплексный /краеведческий/
  • Монографический /всестороннее изучение какого-либо объекта, явления, лица/

В нашем случае наиболее целесообразным считаю комплексный /краеведческий/ профиль.

Одной из основ деятельности нашего музея – является музейный предмет, он отражает и представляет собой события и явления, он – источник информации о тех событиях, с которыми связан. Среди них особую ценность представляют раритеты и  реликвии.

Каждый экспонат – и вещественный и письменный – должен работать

Главная задача состоит не только в том, чтобы как можно больше собрать краеведческого материала, но главное – через него воспитывать у ребят любовь к своему краю, району, вырабатывать навыки работы с историческими документами и умения излагать свои мысли.

Вторая основа работы нашего музея – информационная копилка о событиях и явлениях, связанных с жизнью не только нашего края, но и с историей нашей страны, нашего народа. Это направление находится пока еще только в начале своего пути, но первые шаги уже сделаны.

Краеведы нашей школы ежегодно принимают участие в районных краеведческих конференциях «Живи, земля Чунская!», а также являются участниками всесоюзного заочного конкурса «Человек в истории. Россия XX век» (Абрамкина Т. , Курицына О.) 

Поиск по сайту